Белорусская Федерация киберспорта: «Может быть, The International приедет в Минск» | Dota 2

Представитель Белорусской Федерации киберспорта Егор Малыженков рассказал в интервью нашему порталу подробнее о целях и роли Федерации, преимуществах Беларуси как площадки для киберспортивных турниров, текущих перспективах и тенденциях на белорусском киберспортивном рынке, а также раскрыл подробности о возможном проведении The International 2021 в Республике Беларусь.

Белорусская Федерация киберспорта: «Может быть, The International приедет в Минск» | Dota 2

Приветствую, Егор! Многие наши читатели не знакомы с деятельностью БФК. Расскажите подробнее об основных направлениях, целях и задачах федерации. В чем состоит ваша уникальная особенность по сравнению с федерациями киберспорта других стран?

Добрый день! Первое, о чем стоит сразу сказать — сейчас нашей главной задачей является признание киберспорта в Беларуси в качестве спорта. Для этого мы развиваем инфраструктуру — это, на мой взгляд, самое главное. Сюда входят турниры и возможности команд и рядовых участников принимать в соревнованиях и турнирах участие, действие и так далее. Чем больше таких возможностей будет, тем более развитой будет считаться инфраструктура. Соответственно, для этого также в скором времени в регионах откроется сеть клубов под эгидой Федерации, и мы начнем «пахать целину».

Естественно, это все не так просто и, наверное, в этом состоит большое отличие нашей Федерации от Федераций других стран — мы развиваемся без финансовой подпитки и лоббирования с другой стороны. То есть, в отличие от российских коллег, у нашей Федерации нет непосредственно ни государственной, ни частной подпитки. В Украине тоже все по-другому немножко сделано.

Поэтому, мы стоим таким «особняком», и наши единственные финансовые возможности — это привлечение партнеров, и никак иначе. То есть, сколько мы партнеров привлекли, столько и денег потратили в этом году. Никаких других возможностей нет, и в этом смысле аудитории достаточно сложно понять, глядя на наших соседей, что у нас финансовые возможности достаточно сильно ограничены, и мы не можем сразу сделать много турниров, повысить призовой фонд, или нанять огромное количество людей, чтобы они выполняли те или иные функции.  

Какие, на ваш взгляд, есть преимущества у Беларуси, как «страны для киберспорта»? Насколько важно его развитие для нашей страны?

У Беларуси есть достаточно много преимуществ непосредственно как киберспортивной страны, киберспортивного центра, но пока они достаточно слабо реализуются.

В первую очередь, Беларусь могла бы быть привлекательной страной для проведения крупных турниров, если бы было желание у государства и вышестоящих органов, потому что, например, у нас есть большие киберспортивные арены, чего нет в Украине или Литве, Латвии. Есть большие арены в Москве, но очень многие организаторы турниров рассматривают Москву достаточно скептично — скорее даже негативно, чем позитивно. В этом кроется и второе преимущество — Беларусь является действительно «нейтральной» страной в плане киберспорта и может принимать большие турниры.

Что касается участников — Беларусь, наверное, находится в странах «3 мира» в плане киберспорта, потому что у нас не так много профессиональных команд и участников, а также достаточно мало дисциплин развиваются — есть CS:GO, Dota 2, FIFA, ещё пару киберспортивных дисциплин и… всё.

Также это очень зависит от того, что экономически наша страна «небогатая», поэтому производители игр, а именно они сейчас являются основными драйверами в развитии киберспорта, рассматривают Беларусь, наверное, в последнюю очередь.

Соответственно, мы можем только самостоятельно делать шаги, добиваться результатов, показывать это на международном уровне, и только тогда мы будем интересной страной в плане киберспорта. И это один из таких хороших шансов наряду с нашими IT-компаниями засветиться в международном формате, говорить, что у нас есть талантливые ребята… Но это нужно ставить на поток и подходить к этому нужно системно, я бы даже сказал, на государственном уровне.

Как вы можете охарактеризовать уровень текущего развития Республики Беларусь в области киберспорта? Какие планы у вас есть на будущее?

На данный момент киберспорт в Беларуси делает уверенные, но осторожные шаги. Если сравнивать с развитием в других странах — мы не останавливаемся, но и не могу сказать, что мы бежим вперед. Одним из текущих показателей для нас становится увеличение числа любителей просмотров киберспортивных трансляций. Просмотры и зрители растут, но при этом достаточно слабо растет количество самих участников.

У нас есть достаточно большой запас ребят именно из регионов, которые играют и хотят играть, но пока мало представляют себе, что это можно делать на профессиональной основе. Пока что они мало участвуют. Это, конечно, наш некоторый запас, но и он истончится через 2-3 года, когда мы выйдем в регионы и будем там достаточно сильно «активничать».

Наше спасение в том, чтобы подготовку киберспортсменов начинать примерно со школьного возраста, чтобы мы четко понимали, кто из них затем станет профессионалом и сможет зарабатывать. Никакие другие «самостоятельные движения» не дадут то количество спортсменов, которое нужно, чтобы «засветить» страну, и чтобы обеспечить ей дальнейшее развитие и принятие ее, как значительной части киберспорта в международном сообществе.

Белорусская Федерация киберспорта: «Может быть, The International приедет в Минск» | Dota 2

«Минск-Арена» — один из крупнейших спортивных комплексов Беларуси

Какое место в этом процессе развития занимает Белорусская федерация киберспорта?

БФК на данном этапе занимается популяризацией и структурированием знаний именно в том сегменте аудитории, который уже знает о киберспорте. Они что-то смотрят, где-то участвуют. Мы им стараемся привить культуру, системность потребления киберспортивного контента и, в том числе, участия. Мы разговариваем с ними, и, в первую очередь, развиваем их. Это ребята, которые уже достаточно активно откликаются на наше движение.

Дальше мы пойдем непосредственно к людям, которые о нас не слышали. По полученным недавно данным опросов ряда исследовательских агентств, о киберспорте в Беларуси знают чуть меньше 30% активного населения. То есть, ещё 70% об этом не слышали! Наш следующий шаг – ознакомление и последующее развитие их знаний, связанных с киберспортом.

Что касается технического плана, наша основная задача сейчас — это выйти в регионы, нарастить там техническую базу, подключить образовательные и турнирные программы, и начать с этим всем работать. Следующий технический план — продолжать улучшать качество наших трансляций. Уже сейчас трансляции активно забирают телевизионные каналы. Мы думаем, что сможем расшириться еще на несколько телевизионных каналов, и «завозить» наш контент на более широкую аудиторию.

Как в целом правительство Республики Беларуси относится к феномену киберспорта? Оно делает какие-либо шаги, направленные на улучшение положения киберспорта?

В основном правительство достаточно нейтрально относится к киберспорту. Пока что они не видят в этом больших возможностей для Беларуси, но мы сейчас активно занимаемся «просвещением» чиновников для увеличения их понимания в темах «Что такое киберспорт?» и «Какие есть возможности у киберспорта?».

Можем сказать, что, когда дело доходит до прикладной части, например, как мы можем ментально направить молодежь, как мы можем изменить структуру их подготовки в традиционных видах спорта, так как традиционные виды спорта совместимы с онлайн-подготовкой и онлайн-дисциплинами, тут появляется интерес.

Мы достаточно долгое время общаемся с очень высокопоставленными людьми, и надеемся, что если не в ближайшее время, то в среднесрочной перспективе это даст свои плоды, и в Беларуси киберспорт признают спортом.

Тем более, по большему счету, от правительства требуется не бюджетная подпитка — мы как-раз таки исходим от обратного, нам меньше всего нужны бюджетные средства. Нам скорее нужен некий административный ресурс — чтобы спортивные сооружения стали дешевле, чтобы в учебных программах появилась возможность добавления киберспорта как отдельной дисциплины, чтобы мы могли делать спортивные визы, договариваться с большими частными и государственными компаниями на определенных условиях — когда ты являешься спортивной дисциплиной, у тебя появляются определенные послабления со стороны государства, например, в случаях, когда частная компания спонсирует спортивную федерацию или спортивную дисциплину.

Если сравнить Беларусь и другие страны, то на каком этапе развития мы находимся на данный момент? В чем наши недостатки и преимущества по сравнению с другими странами, в которых сейчас предпочитают проводить свои турниры такие компании, как Valve и Riot?

Сейчас нельзя рассматривать Беларусь, как какую-то страну или рынок, который интересен таким компаниям, как Valve, Riot Games. Ровно потому, что это, в первую очередь, частный бизнес, для которого прибыль является основополагающим действием — и это нормально. Соответственно, мы должны быть экономически развитым рынком, чтобы быть интересными для них. Второй момент, когда мы можем быть интересны — если в регионе будут находиться интересные игроки, талантливые люди. Тогда нельзя будет не считаться с такой страной.

Соответственно, у нас есть единственная возможность — способствовать появлению талантливой киберспортивной молодежи, поскольку экономическую ситуацию в стране мы, как Федерация, улучшить не можем. Это наш небольшой шанс обратить на себя внимание и показать, что действительно происходит.

Еще одним из преимуществ, как я уже говорил ранее, является тот факт, что, по сравнению с граничащими с нами странами, мы достаточно серьезно подготовлены для принятия крупных спортивных ивентов как на уровне приглашения, расселения и организации быта спортсменов, так и на уровне технической трансляции.

Также нельзя не упомянуть, что у нас, даже по сравнению с Москвой, нередко пинги на Европу и другие страны ниже — мы, как страна, можем быть уникальны. Ещё один момент — мы можем организовывать постоянные буткемпы — стать «страной для буткемпов». Это тоже вариант — команды из среднеазиатских стран к нам периодически приезжают, буткемпятся месяц-полтора. За прошлый год мы организовали три буткемпа, и они в результате обходятся дешевле, а подготавливаются более качественно, чем в Киеве или Москве.

Белорусская Федерация киберспорта: «Может быть, The International приедет в Минск» | Dota 2

Фото c SL i-League StarSeries 2016 в Минске

Какие турниры по дисциплине Dota 2 проводятся в нашей стране? Как БФК помогает в их проведении и популяризации?

Непосредственно турниров по Dota 2 у нас не так много — большинство из них связано с БФК, как с организатором. У нас есть главный турнир Meta — на него мы приглашаем игроков из других стран. Например, на дисциплине CS:GO в прошлый раз в середине марта у нас участвовали представители 28 стран. Играли на двух отборочных суммарно свыше 300 команд, и это приносит огромную радость! Там было также достаточно много белорусов, несмотря на все наши опасения. Уровень конкуренции, конечно, очень сильно возрос, но, тем не менее, соревнования стали значительно более интересными для просмотра зрителями — и это отмечали многие. Надеемся, что на текущем финале по Dota 2, который пройдет 19 апреля, будет не менее интересно.

Есть несколько лиг, которые сейчас организовали – это, в первую очередь, Voka, которые в прошлом году провели тестовые соревнования, и, соответственно, есть сезонная лига по Dota 2 Online — уже от нас. По CS:GO она стартует в мае, а по Dota 2 будет проходить осенью.

Если говорить про Dota 2, то у нас есть несколько уровней соревнований, в которых могут участвовать любые киберспортсмены из Беларуси. Кто-то из играющих получше может пробовать пробиться через квалификации Meta, а если кто-то не уверен, то стоит начинать с нашей онлайн-лиги, где могут играть только белорусы — никаких граждан других стран там не будет. Также там будут забанены профессиональные игроки. Соответственно, мы надеемся, что ребята будут активнее участвовать, не будут бояться и смогут показать себя во всей красе.

Какие дисциплины в стране являются ведущими на данный момент?

По сравнению с прошлым годом ничего не изменилось — Dota 2 и CS:GO по-прежнему являются главными дисциплинами. Но, если раньше Dota 2 была достаточно сильнее CS:GO, то сейчас мы видим сближение — интерес к Dota 2 падает, а к CS:GO — наоборот, растет.

Можем выделить «драйвер» этого года — мобильные игры. Мы провели тесты в рамках турнира Meta, и сейчас, в рамках лиг, думаем включить и мобильные дисциплины. В первую очередь белорусам интересен Clash Royale. У нас есть несколько достаточно сильных игроков, которые играют в международных составах. Будем пробовать и другие мобильные дисциплины, например, World of Tanks Blitz, PUBG MOBILE — посмотрим, что из этого получится, будет ли интерес. Но, по крайней мере, то, что мобильные дисциплины будут отвоевывать места у «классических» – это однозначно.

В конце нашей беседы я хочу задать вопрос, который больше всего интересует всех фанатов Dota 2, следящих за актуальными новостями о будущем крупнейшего турнира по Dota 2 — стоит ли ждать TI 2021 в Беларуси? Если да, то какие условия на ваш взгляд может предложить страна для игроков и зрителей?

Что касается проведения The International в Беларуси в 2021 году — мы потратили много времени, почти весь март, на переговоры с другими людьми, которые могли бы непосредственно лоббировать поддержку нас в качестве организаторов для проведения TI в Минске. Затем мы подали заявку Valve, и они её приняли. Недавно поступили уточняющие вопросы. Как мы понимаем, они рассматривают всех участников без каких-либо сносок и обязательств.

Рассчитывать на приезд TI — это очень рискованно, но, тем не менее, мы сделали попытку и отослали Valve заявку, в которой мы полностью соответствуем их требованиям в виде арены, наличия гостиниц, государственной поддержки и многих других составляющих. Это то, чем не может похвастаться, например, Россия, которая не подавала заявку, или Украина, которая не полностью соответствует всем заявленным требованиям — я думаю, это дорогого стоит. По крайней мере, если такая тенденция, как постоянные заявки будет у Valve сохранятся, то, может быть, когда-нибудь TI и приедет в Минск.

Добавить комментарий