Трешток в Dota 2: часть культуры или путь в никуда
Трешток всегда был частью многопользовательских онлайн игр, а в некоторых отраслях развлекательной индустрии даже считается неотъемлемой частью шоу.
Сложно представить ожидаемые поединки в боевых видах спорта, например, боксе или ММА, без дерзких заявлений каждого из оппонентов. Нужна ли возможность устраивать словесные перепалки сцене Dota 2 и самой игре, чтобы подогревать интерес к матчам? Или излишняя токсичность только вредит и действует в качестве антирекламы? Разобраться с этими вопросами мы попытаемся в этом материале.
Что такое трешток?
Хотя «trash talk» можно перевести как «сквернословие» или «болтовня», значение, в котором эту фразу употребляют, имеет более широкий смысл. Так обычно называют попытки вывести соперника из равновесия, задев его с помощью словесных провокаций. Оппонент пытается надавить на слабые места, вспомнить неудачи или запугать своим превосходством. С точки зрения маркетинга, взаимные колкие заявления — это дополнительная возможность подогреть интерес к поединку, а каждое высказывание — отдельный инфоповод. Признанные мастера трештока имеют множество как поклонников, так и хейтеров, в том числе благодаря острому языку (или хорошему пиар-менеджеру).
Звучит неплохо, но работает это только в тех видах спорта, где подобная часть шоу является традиционной. Попытки подобных высказываний в дисциплинах, которым это чуждо, могут привести к осуждению и даже дисквалификации, ведь уважение к сопернику — один из базовых принципов большинства видов спорта.
Сравнительно молодой киберспорт пока нельзя назвать устоявшейся отраслью, поэтому очень сложно определить, есть ли здесь место трештоку. Пока даже невозможно сказать наверняка, спорт это или развлечение, шоу или соревнование.
Трешток в других играх
Мы не будем разбираться в том, как наказывают обычных игроков в матчмейкинге за ругань, ведь там очень сложно провести грань между трештоком и оскорблениями. Разумеется, что за неадекватное поведение, угрозы и ксенофобские высказывания санкции применяются даже на профессиональном уровне. А как относятся разработчики и организаторы к умеренному словесному подогреву страстей?
Компания Riot Games считается сравнительно авторитарной, и явно не допустила бы перепалок между оппонентами, не будь это выгодным. Частью контента с некоторых мероприятий по LoL как раз выступают предматчевые обсуждения, где соперники обмениваются колкостями. Разумеется, в максимально корректной форме. Об заинтересованности разработчиков в этом говорят сами игроки. Например, Иван ‘Paranoia’ Типухов:
Riot Games иногда просят нас сказать что-то колкое по поводу оппонента, но нужно знать этому меру. И трешток должен быть обоснованный, и ты должен быть готов ответить за него.
С CS: GO ситуация интереснее, поскольку Valve известны своей пассивностью в регулировании поведения игроков. Здесь в силу вступают организации, правила турниров и сознательность самих игроков. Зачастую эмоциональные высказывания приводят к штрафам или другим санкциям, так как являются прямыми оскорблениями. В то же время есть примеры «образцового» трештока. Одним из мастеров этого дела считается Джейк ‘Stewie2k’ Йип:
Без сомнений, s1mple — лучший игрок в мире, но в игре побеждает только лучшая команда… и за нее играю я.
Как видите, можно даже в «атаках» на соперника проявить уважение. Такие фразы никого не обижают, а фанаты получают дополнительную мотивацию для просмотра. Кто-то хочет видеть, как «обнаглевший облажается», а кто-то посмотреть, почему же этот парень себе такое позволяет — наверняка потому, что он реально хорош.
Трешток в Dota 2
Казалось бы, это идеальная дисциплина для словесных баталий. Сообщество считается одним из самых токсичных еще со времен первой DotA, а профессиональные игроки задевали соперников даже на первых The International. Вот что вспоминает Дмитрий ‘LighTofHeaveN’ Куприянов:
Мы сидели друг напротив друга и старались эмоционально воздействовать на оппонента. После того, как zhou станцевал перед Ваньком [ ArtStyle.— Прим. ред.] на столе и показал ему много неприличных моментов, Ванек, естественно, тоже ему отвечал. После этого матча организаторы решили напрочь заклеить зеркала, потому, что там было много чего неприличного.
Сейчас подобное поведение приветствуется только в шоуматчах на The International в очевидно шутливой форме. А вот с попытками «классического» спортивного трештока что-то пошло не так. Мария Гунина о спортивном трештоке:
Пусть за это на меня нападут люди, но максимально близко к этому себя вел Lil: он не оскорблял челов, но с позиции игрока доминирующей в регионе команды позволял себе колкости и язвительности. Я не говорю, что на мой вкус это нормально, но именно это было максимально близко к спортивному трэш-току.
Возможно, высказывания Ильи и повысили интерес в матчам Virtus.pro тогда, но игрок приобрел больше хейтеров, чем фанатов. Кроме того, после связанного с уходом из команды скандала он получил репутацию конфликтной личности. Сейчас Lil страдает от предвзятости и даже экспериментирует с другим аккаунтом.
Кроме Ильи ‘Lil’ Ильюка за постоянными попытками трештока больше никто замечен не был. Разовый случай со слишком смелым комментарием произошел с действующей «четверкой» Virtus.pro Виталием ‘Save-‘ Мельником. Он заявил:
Если по факту, то у нас просто фри сетка — Alliance и Ninjas in Pyjamas. Мы не считаем вообще эти команды за команды. В Alliance вообще s4 драфтит, и он не шарит в мете и пиках, если честно. А эта команда — здесь игроки не очень сильные. У них просто хороший капитан SoNNeikO. Это тир-2 и тир-3 игроки Европы, которые всю жизнь ими были. […]
Сложно сказать наверняка, был ли это преднамеренный трешток, просто наивность или попытка пошутить над тем же Lil, который в этот момент как раз был в студии аналитики.
Также были крайне забавные попытки привлечь внимание громкими заявлениями. Например, Тобиас ‘Tobi’ Бюхнер из ViKin.gg перед стартом OGA Dota PIT Season 2: EU/CIS написал в Twitter:
Жду с нетерпением гранд-финала, где мы сокрушим OG.
Первый матч как раз против OG они проиграли 0-2, после чего благополучно вылетели в первом же раунде нижней сетки. С одной стороны, теперь о Tobi слышало больше людей. С другой, его будут помнить больше как автора этого странного заявления, а не как сильного игрока.
Скандалы с участием Kuku, Ceb, MinD_ContRoL, а также бесчисленные ситуации помельче с СНГ игроками мы в расчет не берем, поскольку там фигуранты обращались не к соперникам (кроме Kuku). Да и цель высказываний была одна — выпустить пар (опять же, кроме Kuku, который, по его словам, пытался пошутить).
Что об этом думает сообщество?
Важно понимать, что каждый участник сообщества преследует свои интересы. В то время, как игроки оценивают риски и после ситуации с Lil к «троллингу» соперников относятся осторожно, персоны, занимающиеся производством контента, активно агитируют за трешток.
Комментатор и основатель студии Maincast Виталий ‘V1lat’ Волочай:
[…] Это круто. Этого не хватает. Когда этим два года назад начал заниматься Lil, все просто кидали в него помидорами и кричали: «Медийка, медийка! Только ради медийки! Не думает, как играть» и бла-бла-бла. Но нет! Это очень круто.
Киберспортивный продюсер, ведущий и аналитик Степан ‘DonStepan’ Шульга:
Это супер. Это потрясающе. Это часть любого спорта, часть культуры противостояния в целом. Это история, которая создается вокруг поединка. […] Грань может почувствовать человек с очень адекватной самооценкой, с нормальным чувством самоиронии (ты должен смеяться над собой, это нормально). Для человека, который все прекрасно понимает, весь процесс кажется органичным. Ты не пытаешься кого-то обидеть, и тебя не пытается кто-то обидеть, задеть за живое.
Их мотивация тоже понятна. Если игроки будут создавать дополнительный ажиотаж вокруг матча, количество просмотров, а соответственно и прибыль, увеличится. Но самой многочисленной частью сообщества выступают фанаты и зрители. Их позицию узнать сложнее всего, потому что иногда даже мнение меньшинства выделяется ярче. В чатах стриминговых платформ и в комментариях к новостям всегда более активны недовольные пользователи, в то время, как нейтральные и удовлетворенные не так мотивированы выразить свою реакцию.
В конечном итоге, как и любой контент, трешток может быть разного качества. Однозначно, скучные или наигранные перепалки будут восприняты в штыки. А вот если на сцене Dota 2 появятся умельцы уровня Stewie2k, кто знает, возможно, это и поспособствует расширению медиа-активности и подогреву интереса к матчам. Как показал недавний конфликт стримера TpaBoMaH сразу с несколькими персонами, такие темы вызывают серьезный информационный ажиотаж.
За и против
Мы уже обсудили главные бонусы, которые может принести трешток:
- повышение популярности игроков;
- дополнительные инфоповоды;
- увеличение количества просмотров;
- дополнительный контент для зрителя.
Но есть и сдерживающие факторы:
- риск потери репутации для игроков и организаций;
- отсутствие положительных примеров;
- сложнее реализовать в командном виде;
- слишком мало времени между анонсом и самим матчем.
Таким образом, сложно сказать однозначно, нужен ли трешток Dota 2 или нет. В любом случае, выбор стоит за самыми игроками и организациями. Зрителям же и производителям контента остается надеяться, что острые на язык профессионалы будут направлять свой талант в правильное русло, вместо того, чтобы оскорблять кого-то в матчмейкинге.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.