Генезис рейтинга в Dota 2: мастерство или просто цифры?

Рейтинг — извечная тема для каждого игрока в Dota 2. Так с какой целью он появился? Какие изменения пережил и главное — является ли он показателем мастерства? Обо всём этом в нашем материале.

Генезис рейтинга в Dota 2: мастерство или просто цифры?

Что такое рейтинг и с какой целью была создана рейтинговая система?

Рейтинговая система (ММR) — система, предназначенная для определения уровня мастерства каждого игрока. Основная задача MMR — найти и соединить равных противников и товарищей по команде для честной игры. Система разработана таким образом, чтобы игроки с более высоким уровнем и пониманием игры не противостояли игрокам со слабым уровнем мастерства.

Потребность в создании подобной системы появилась, когда в игре стало много игроков и тогда, когда они стали заметно отличаться по своему мастерству.

Таким образом, в связи с быстрым ростом игроков Dota 2 с 2011 по 2013 год, в декабре 2013 году Valve представила новую игровую систему, которая помогает находить противников и товарищей по команде на основе уровня мастерства.

У такой системы есть 2 цели:

1. Подбирать союзников и оппонентов приблизительно равных по мастерству, чтобы качество матчей было максимально хорошим для каждого игрока.

2. Создать своеобразную лестницу для игроков, чтобы отслеживать свой прогресс/регресс в игре и конкретизировать свои цели (например, пробиться в топ-100).

Как менялась рейтинговая система за своё существование?

Долгих 4 года Valve вообще ничего не меняла в рейтинговой системе. За это время становилось всё больше недовольных игроков. Многие начали даже предполагать о скрытых факторах, которые влияют на подбор и шанс победы в текущей игре, но об этом немного позже.
Итак, в ноябре 2017 года Valve сделала первое обновление рейтинговой системы — ввела рейтинговый сезон, добавила медали и скрыла цифры в профиль.

Генезис рейтинга в Dota 2: мастерство или просто цифры?

Рейтинговый сезон по задумке Valve должен был длиться 6 месяцев. Однако первые 3 сезона длились по 8-9 месяцев, текущий же длится уже год и до конца непонятно, будет ли он заканчиваться или же Valve вовсе отказалась от этой идеи?

Новый рейтинговый сезон — один из многих факторов, который мог бы удерживать аудиторию и давать новую искру, если и не всем, то хотя бы части игроков. Нужно лишь только начинать и заканчивать всё своевременно.

Однозначно стоит сказать, что затяжной сезон — это очень большой минус. Даже не потому, что многим нужна калибровка в виде 10 игр, а потому что c существующим форматом начисления рейтинговых очков происходит обесценивание рейтинга, которое сопровождается отрывом про-игроков, что в свою очередь приводит к потере мотивации у обычных геймеров. Ведь уже сейчас те же 7000 рейтинга не воспринимаются как что-то очень крутое, так как там играет уже около 1500 человек. А какова цель поднятия рейтинга для обычных пользователей?

  • Моральное удовлетворение или самоутверждение (каждому своё)
  • Играть более квалифицированные матчи
  • Возможность играть с про-игроками

По сути затяжной сезон делает все эти цели несколько дальше, чем они могли бы быть. Как пример, еще недавно наличие 6000 рейтинга означало вхождение в топ-2200 Европы, а обладатели 7000 рейтинга открывали список из лучших 300.

Поэтому Valve нужно поскорее заняться этим вопросом и начать 5-й сезон, дабы снизить разрыв в рейтинге и вернуть хотя бы часть утерянной аудитории.

Одним из важных обновлений было введение системы порядочности, а точнее вывод её из тени. Система однозначно полезная, так как она помогает разграничивать в играх токсичных и дружелюбных игроков. Кто-то может сказать, что его засыпают жалобами и потому у него низкая порядочность, с которой невозможно выбраться. На это ответ прост — стоит лишь прекратить ругаться с союзниками или просто молчать, как плохо бы вы о них не думали, и со временем вы вернёте нормальную порядочность.

Генезис рейтинга в Dota 2: мастерство или просто цифры?Генезис рейтинга в Dota 2: мастерство или просто цифры?

Следующее значимое событие произошло в августе 2019 года, когда после The International 2019 был добавлен ролевой поиск и рейтинг был разделен на Core & Support. Ранее ролевой рейтинг был доступен только для подписчиков Dota Plus.

Данное обновление рейтинговой системы сообщество восприняло неоднозначно, так как оно было довольно противоречивым. С одной стороны, игроки получили возможность играть на своей любимой роли, но с другой стороны игру на керри или мидере можно было искать 20, 30, а то и 40 минут. Всё дело в том, что желающих играть на «четверке» и «пятерке» было немного. Как следствие, именно после этого глобального обновления онлайн в игре резко пошел вниз. Еще одним минусом было то, что игрок мог всё равно выбирать мидера или керри, несмотря на то, что ему выпала роль саппорта. Так многие и начали портить игры — находить быструю игру за саппорта и выбирать мидера. И даже, если игра была проиграна, то они не сильно то и расстраивались, ведь проигрывали они Support рейтинг, а не Core. Лишь позже была введена возможность пожаловаться на игрока за игру не на своей роли, что решило эту проблему на сегодняшний день.

А вот проблему с долгим поиском нужно было срочно решать. И тогда Valve ввела в игру жетоны, которые давали возможность получить высокий приоритет в поиске игры. С помощью жетонов игры находились довольно быстро, несмотря на выбранную роль. Но со временем жетоны всё равно заканчивались, и нужно было идти их зарабатывать. Сыграть несколько игр на «пятерке» и заработать жетоны не было особой проблемой для «добытчика», но не для других 4 игроков. Так как игроки не особо старались в играх, где они просто зарабатывали жетоны, это приводило к ухудшению качества игр. 

В итоге Valve решила эту проблему и объединила оба рейтинга в одно целое и теперь совсем невыгодно идти и получать жетоны на саппорте и портить игры. Уж если и пошел добывать жетоны, то однозначно есть резон выкладываться ради победы.

В любом случае, ролевой поиск — это то, чего ждали если не все, то очень многие. В первую очередь это решило проблему, когда игроки не могли поделить ту или иную роль в игре. 

Стоит отметить, что для противников этого нововведения Valve оставила обычный рейтинг без ролевого поиска.

Генезис рейтинга в Dota 2: мастерство или просто цифры?

Многим не понравилось то, что Valve не вернула прежнюю систему рейтинга, который делился на одиночный и групповой. Но это было совсем не случайно. Ведь раньше значимым был только одиночный рейтинг, а на групповой никто совсем не обращал внимания. Из-за этого игроки, которые хотели поднимать рейтинг, предпочитали играть в одиночку, а не со своими друзьями. Теперь же можно объединить, так сказать, приятное с полезным.

В последнем обновлении был введён еще один пятиугольник, который призван показывать уровень мастерства того или иного игрока на разных позициях. Система определяет свой рейтинг для каждой из ролей. После игры вы получаете «+» или «-» в свой общий рейтинг и для той роли, на которой играли. На остальных ролях увеличиваются и уменьшаются очки в меньшей степени.

Является ли рейтинг истинным показателем мастерства?

Вопрос о смысле цифр и их соответствии реальному умению игрока до сих пор остается дискуссионным. Одни говорят, что рейтинг не показатель, ведь многие играют для собственного удовольствия, а не для того, чтобы «заработать циферки». Такие игроки считают, что если у них появится желание, то они достигнут нужной медали в профиле. По их мнению рейтинг — скорее показатель зацикленности и желания поднять сами цифры, нежели олицетворение реального мастерства. Другие же говорят, что рейтинг является прямым показателем скилла человека, ведь существует заметная градация игроков и их умений в зависимости от рейтинга. Например, игра на среднем рейтинге 1000 заметно отличается от матча на 4000, как тот в свою очередь отличается от 7000 матча. Также, аргументом против «фана» называют то, что если игрок сильный, даже не прилагая всех усилий, на дистанции всё равно поднимется до своего рейтинга, просто будет делать это несколько дольше, чем если бы играл в полную силу.

Генезис рейтинга в Dota 2: мастерство или просто цифры?

Для ответа на поставленный в заголовке вопрос давайте разберемся с понятием «скилла».

Скилл в доте — система навыков, способов для достижения победы. Скилл делится на микро (умение контролировать героя и правильно использовать способности персонажа) и макро (понимание игры, принятие решений).

Из этого следует, что чем выше рейтинг, на котором играет человек, тем больший объём навыков ему нужен для достижения победы. Разберем довольно противоречивую ситуацию, когда игрок заучил только одного персонажа и пытается поднять на нём рейтинг. Предположим, у него было 3000, и спустя несколько десятков игр на своем лучшем герое стало 4000 рейтинга. Теперь зададимся вопросами: будет ли он заметно слабее, если не дать ему сыграть на своём герое? Да, будет. Остался ли его «реальный» рейтинг 3000? Нет, не остался. Почему? Потому что даже если он играет на одном герое, то ему нужно выполнить определенный сценарий для достижения победы. Чем выше рейтинг, тем сложнее выполнить этот сценарий, а значит нужно демонстрировать более высокий уровень мастерства, что приводит к росту в скилле. Лишившись возможность играть на своём лучшем герое, человек заметно «просядет» по игре, но не останется тем же 3000 игроком, что и раньше. Ведь за время своего подъема он приобрел общие навыки игры, лайнинга и понимания в целом, без которых он бы не поднялся в рейтинге даже на своем самом сильном персонаже.

Тем не менее рейтинговая система упирается в человеческий фактор, ведь скилл человека не является постоянной величиной и зависит от многих факторов, в первую очередь от:

1. Настроение и общее состояние (человек, который устал за день и пребывает не в лучшем настроении будет играть заметно хуже, относительно себя, когда он бодр и полон сил).

2. Фактор героя и позиции (актуально для тех игроков, которые имеют низкий пул героев и маленькую вариативность. Когда в игре не удается взять своего персонажа и получается ситуация, что исполнение игрока на других героях заметно хуже, чем на его лучшем герое).

В конечном счете каждый будет иметь своё собственное мнение на счёт значимости рейтинга, но верным так или иначе остается одно — показатель рейтинга является единственным доступным и используемым критерием для определения скилла человека. Ведь в профессиональную команду априори не возьмут геймера с низким рейтингом. Да и многие даже любительские команды формируются по такому же признаку. И что не маловажно — не повысив уровень своего мастерства, рейтинг повысить нельзя.

Выводы

В итоге, можно сказать, что на сегодня рейтинговая система шагнула вперёд, относительно того, что мы наблюдали несколько лет назад. Во-первых, появилась возможность играть на своей роли, как минимум 80% игр. В связи с тем, что в Доте мало людей, желающих исполнять роль 5-й позиции, жетоны в текущий момент являются единственным средством уменьшения времени поиска матча. Во-вторых, нам была открыта система порядочности, которая также является важным фактором в подборе игроков и помогает отсеивать токсичных пользователей от дружелюбных.

Главным минусом является затяжной сезон, что привело к своеобразному застою в сообществе. Учитывая отложенный The Internetional, Valve могла бы таким образом оживить аудиторию.

А рейтинг, хоть и не без условностей, но является единственным показателем мастерства игрока.

Добавить комментарий