Евгений Золотарев об отношении Valve: «Фактически Дота – это такой любимый, младшенький ребенок» | Dota 2
СЕО Natus Vincere Евгений Золотарев дал интервью, в котором оценил подсчеты Forbes по стоимости киберспортивных клубов, рассказал о взаимодействии клубов с Valve и озвучил зарплату киберспортсменов.
[Публикуется с сохранением орфографии и пунктуации источника]
О публикации доходов киберспортивных организаций
Второй момент: мы в СНГ готовы озвучивать свои цифры. Но мы знаем, что другие клубы не смогут. Им нечего показать, потому что большинство из них дотационные. Совсем. Показывать, что ты жжешь миллион-два долларов в год публично никто не будет.
Болельщики, как я уже писал в отчете, успешность оценивают чуть иначе. А все-таки надо помнить, что это бизнес. И поэтому, наверное, другие СНГ-организации не отчитываются в таком формате, потому что бизнеса там нет и близко.
О подсчетах журналом Forbes стоимости киберспортивных клубов
Абсолютный трэш, как и любые рейтинги российского, украинского, американского Форбса. Это делается без глубокого анализа, с чьих-то слов. Как обычно американцы считают оценку? Они берут оборот и умножают на какой-то мультипликатор. Мультипликатор в Америке – 10-12 минимум. В Европе – до 8, в СНГ, наверное, 3-4. […]
Из европейских клубов там, по-моему, только G2. Я однозначно считаю, что бренд суперкрутой, то, что им удалось за 3-4 года из ничего построить вокруг Карлоса – супербомба. Но это тоже не стоит 175 млн. Там минимум все надо делить на два.
О доходах организаций в Dota 2
Дота минусовая, конечно. И минусовой будет всегда, пока Valve не поменяет свое отношение к клубам. Они в клубах ценности не видят, и вся дисциплина заточена под игроков. И поэтому, наверное, из 10 брендов в списке Forbes только у Liquid есть состав по Доте. И то только потому, что это Legacy, наследие, как у нас. Надо, нельзя убирать. Это ж наша история, корни!
Фактически Дота – как раз та дисциплина, где нет ни одного источника дохода у клубов, кроме призовых. А большая часть призовых уходит игрокам. Бизнес-модель строить на призовых тоже нельзя – это штука практически не прогнозируемая. Это казино. Но в этом году, учитывая, что Valve поотменяла все, турнирные организаторы, которые обращались к нам для участия в Omega League и прочих, чуть-чуть делились доходом с клубами. Была определенная гарантированная сумма для клуба – и это уже какой-то шажок, что-то больше похожее на в целом неплохую экосистему CS:GO. Даже учитывая, что Valve сильно ничего не делает, но хотя бы не особо мешает. Поэтому мы с турнирными организаторами придумали и создали рационально работающую модель. В Доте мы пока далеки от этого, но посмотрим, как будет выглядеть следующий сезон.
О сравнении Dota 2 и CS:GO с точки зрения выгоды для организаций
Модели разные. Фактически Дота – это такой любимый, младшенький ребенок. И то, что случилось с TI, – это для них очень важный момент. Само его существование и миллионы долларов – то, что раз в году приковывает внимание к их детищу, к ним как к издателю. А на самом деле это именно то, что эту экосистему ломает. Потому что эти призовые несопоставимо высоки, они никак не соотносятся к условной зарплате игроков. Поэтому влияние клубов на игроков ничтожно мало. Весь их фокус на направлен на TI. В CS:GO игроки уважают свои контракты, удельный вес зарплат в их общих доходах больше 50%. И поэтому это работает, поэтому есть уважение к клубам, к турнирным организаторам – ко всем. А Дота – это война стаков.
Может, сейчас это немного поменяется. Был ковидный год, мы пожили без TI. Может, что-то в головах перевернется.
О взаимодействии клубов с Valve
Нет. И Valve не хочет убирать TI как таковой, потому что это ее уникальный проект. Я лично на встрече с Valve говорил: просто сделайте распределение призового, где, например, 30% обязательно идут клубу, а не игрокам. Но это для них не вариант. Клубы предлагали вернуть айтемы, чтобы таким образом мы могли сами монетезировать дисциплину. Это бы не решило проблему с игроками, которые все равно жили были бы от Инта до Инта, но это хоть как-то бы сделало нахождение в дисциплине экономически целесообразным. Но как видите.
И очень много проблем связано с анархической системой управления Valve: там нет руководителей, там все на одном уровне. Письмо пришло, кто-то захотел ответить – ответил, никто не захотел – никто не ответил. Поэтому я не особо верю в эту перспективу, и мне кажется, что когда Valve отдает что-то третьим лицам, – это гораздо лучше.
О новом формате лиги DPC с точки зрения выгоды для организаций
Нет, не особо. Если это будет понятный сезон, понятные планы, мажоры – это удобно с точки зрения подготовки, планирования, тренировочного процесса и контента. Это плюс. Но глобально в экосистеме это ничего не поменяет, если не добавится какой-нибудь стикер или айтем.
Мне люди в комментах писали: мол, почему вам должны все платить? Клубы не говорят «Платите нам». Клубы говорят «Дайте инструменты зарабатывать, мы готовы тоже брать на себя обязательства».
О том, что игроки Natus Vincere могли бы стать амбассадорами McDonalds если бы меньше матерились
В целом, нет, но конкретно с Макдональдсом – да. Есть очень много социально ответственных брендов с точки зрения позиционирования и пиара, которые по умолчанию не очень социально ответственные – ты же джанк-фудом кормишь людей. Мы не общались конкретно, но формат этих сториз не подойдет такому бренду, могу с 90% уверенностью сказать.
О проблемах во взаимодействие игроков со спонсорами
Прям проблем не было. Были забавные истории. Году в 17, когда представитель нашего партнера зашел на буткемп, один из игроков чуть ли не спросил: «Ну что, когда бабки заплатите?» Но на контракты это не влияло.
О зарплате игроков в киберспорте
Сложно посчитать, ведь у игроков не фиксированный доход, это очень разные зарплаты. Если ты джун, то ты можешь зарабатывать 500-1000 долларов, а если ты топ-игрок, то 40-50 тысяч в месяц.
Но надо понимать, что те цифры, которые показывают те же Cloud9 – это цифры до налогов. Игрок-француз [речь, вероятно, идет об Алексе ‘ALEX’ МакМикине, который ранее представлял французскую организацию. — Прим. ред.] не будет зарабатывать 40 тысяч в месяц. Это больше такой месседж для СНГ-игроков: не все так сладко, и часто с меньшей суммой в контракте здесь, в NAVI, ты будешь в итоге получать больше, чем в Cloud9.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.